|
|
полотно, лишь согласившись на большую авантюру: гарантировав владельцу Дэвиду Рокфеллеру, что картина уйдет минимум за $46 млн. А если бы всего за $22 млн. — прежний рекорд для творчества Ротко? Что ж, аукциону пришлось бы возмещать разницу. Рынок современного искусства сильно разогрет, но и при этом гарантировать рекордную цену - огромный риск. Зато велика и потенциальная прибыль: плюс к комиссионным аукцион получает по 20 центов с каждого доллара сверх оговоренных $46 млн. И вот удар молотка — и партия: лот обходится анонимному покупател
в $72,8 млн. По оценкам, в Sotheby''s заработали на этом $11,6 млн. Много это или мало? По расчетам аналитика JMP Securities Кристины Кербер, это по 12 центов в расчете на акцию Sotheby''s после налогообложения. На нынешнем буме и Sotheby''s, и Christie''s International PLC, вне всякого сомнения, только за счет комиссионных зарабатывают относительно легкие и немалые, надо полагать, деньги. Но, как показывает сделка с Рокфеллером, иногда они действуют нестандартно. Аукционные дома измысливают все новые ходы, становясь совладельцами художественных произведений, кредитуя клиентов и покупая картинные галереи. «Свои щупальца они протянули буквально повсюду», — говорит галерист из Лос-Анджелеса Луис Стерн. Когда многие скептики предрекали обвал рынка, а некоторые известные коллекционеры спешили продавать, и Sotheby''s, и Christie''s пошли другим путем, предоставляя продавцам гарантии цены, что, по существу, делало их партнерами. Такая тактика оказалась своевременной: весенний сезон торгов побил все рекорды. За две недели мая два аукционных дома продали произведений искусства в общей сложности на $ 1,3 млрд., что на 50% больше, чем весной 2006-го. Причем на состоявшемся 9 мая в Christie''s аукционе импрессионистов и модернистов среди покупателей было всего 29% американцев против 51% в 2006-м. «ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ СДЕЛКИ» ХОТЯ ВООБЩЕ-ТО Sotheby''s и Christie''s предлагают продавцам гарантированные цены уже много лет, с резким удорожанием искусства и эта практика разрослась до невиданных масштабов. «Они предлагают очень хорошие сделки, — считает Адам Линдеман, известный коллекционер и автор книги Collecting Contemporary. — Из того, что пользуется спросом в этом сезоне, они хотят выжать все что можно». Вступая в весну торгов, в Sotheby''s гарантировали продавцам минимум $326 млн. против $185 млн. годом раньше. Christie''s не очень балует наблюдателей статистикой, но, ориентируясь на данные каталогов, можно предположить, что примерно треть из 156 реализованных на двух крупных майских аукционах в Нью-Йорке лотов имели заранее оговоренную с продавцом минимальную цену. Sotheby''s также расширяет кредитование дилеров и коллекционеров. Цель — добиться того, чтобы клиенты действовали только через Sotheby''s. В конце первого квартала сумма предоставленных ссуд составила здесь $231 млн. против $167 млн. в это же время в прошлом году. Как говорят в компании, за 15 лет, включая 2006-й, займов выдано на $2,1 млрд., и лишь $12 млн из них списаны. «Sotheby''s прекрасно управляет этими рисками», — считает главный финансист Уильям Шеридан. И еще одно тактическое новшество — оба аукциона приобретают галереи. В прошлом году в Sotheby''s заплатили $55 млн. за голландскую Noortman Master Paintings, специализирующуюся на произведениях старых мастеров (великие художники ХШ—XVII веков. - «BusinessWeekРоссия»). В этом году Christie''s заплатила, неизвестно сколько, за галерею современного искусства Haunch of Venison с отделениями в Лондоне, Берлине и Цюрихе. Став галеристами, Sotheby''s и Christie''s могут участвовать в художественных ярмарках вроде Art Basel Miami Beach, которые сейчас быстро набирают популярность: здесь коллекционеры видят фонды многих галерей и сразу делают приобретения. A Christie''s ее покупка позволяет еще и налаживать связи с перспективными художниками, традиционно продающими свои произведения через галереи. По словам главы американского отделения этого аукционного дома Марка Портера, в этом бизнесе «конкуренция обострилась как никогда и в борьбе за собственность, и на аукционных площадках». Но несмотря на это бизнес остается очень выгодным. За последние четыре года доходы Sotheby''s удвоились и достигли $660 млн. После убыточного 2003 года, когда акции Sotheby''s торговались максимум по 7 пунктов, в прошлом году здесь заработали $107 млн., и теперь бумаги идут уже по 47 пунктов. Частный аукционный дом Christie''s не раскрывает финансовые показатели, но, судя по всему, дела обстоят по меньшей мере хорошо. Проводя рискованные сделки, предоставляя кредиты, аукционные дома все больше превращаются из поставщиков элитарного искусства в поставщиков финансовых услуг. Sotheby''s, кстати, запускает кредитную карту. Те, кто будет оплачивать по ней свои покупки, смогут, набрав какое-то количество очков, пригласить, например, аукциониста Sotheby''s на свою частную вечеринку. Пикассо на кредитках? Сегодня в мире искусства, кажется, возможно все. ■ — BusinessWeek ------------------------------------------------- СТАТИСТИКА Доходность инвестиций в современное искусство в прошлом году 45% «Продано» по-английски Гранды мирового антикварного рынка не стремятся проводить аукционы в России, ограничиваясь поиском новых клиентов и проведением предпродажных выставок АНДРЕЙ ИВАНОВ ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА- ВЫСО-кие налоги. Ввоз предметов искусства в Россию для продажи повышает стоимость лота чуть ли не наполовину по сравнению с ценой на аукционе в Лондоне или Нью-Йорке. Поэтому в ближайшее время российским любителям искусства и коллекционерам придется слышать «продано» исключительно по-английски. Впрочем, активность лидеров рынка очевидна. Спустя три года после того, как Sotheby''s провел первые русские торги в Нью-Йорке, крупнейший аукционный дом мира открыл свое представительство в российской столице. Christie''s тоже решил стать ближе к русским покупателям — недавно он официально объявил, что собирается обосноваться в Москве. Как утверждает агентство Bloomberg, с этой целью оба аукционных дома сокращают свои штаты в Лондоне. От них пытается не отстать и Bonhams, дебютировавший с русскими продажами три года назад. Именно в ходе торгов этого аукционного дома поднялась в цене до заоблачных высот картина «Маленькая швея» Алексея Харламова. Она была продана в прошлом году в Лондоне за $ 1,2 млн. С ноября 2006 года абсолютный рекорд стоимости русской живописи принадлежит полотну Константина Сомова «Русская пастораль», приобретенному за 2,4 млн. фунтов на русских торгах Christie''s в Лондоне. Вместе с комиссионными аукционного дома цена составила $5 млн. Любопытно, что при этом торги начались с 200 тыс. фунтов. Торги по этой картине отражают взрывной интерес состоятельной российской публики к предметам искусств. В январе Christie''s International сообщил, что объем его продаж в 2006 году вырос на 36% по сравнению с 2005 годом, составив рекордные $4,67 млрд. Глава аукционного дома Эд Долман заявил, что рекорд во многом стал возможен благодаря покупателям из России. На этой неделе на русских торгах в Лондоне Christie''s снова выставит шесть работ Сомова. В течение июня в Лондоне также пройдет аукцион картин импрессионистов и модернистов, современного западного искусства и русского искусства, организованный Sotheby''s. Некоторые лоты были выставлены в Историческом музее в мае в Москве. Road show работ западных мастеров в Москве накануне лондонских торгов — отнюдь не случайность, говорит представитель одного из аукционных домов. Речь идет о смене приоритетов у российских покупателей. Свидетельство тому — неудача с продажей оцененного почти в миллион долларов пейзажа Ивана Шишкина и целой серии картин Ивана Айвазовского, выставленных на торгах Christie''s в ноябре прошлого года. Произведения этих авторов были в центре внимания первой серии русских торгов. Публике нужны новые стили, образы и идеи. «Появилось очень большое количество новых профессиональных коллекционеров — людей, с которыми я могу разговаривать на равных, не чувствуя за ними комплекса богатого человека, — заявил недавно генеральный директор «Sotheby''s — Россия и СНГ» Михаил Каменский. — Речь идет об удовлетворении духовных потребностей». ■ BUSSINESSWEEK №22/11 Июня 2007года(стр 40-41) |