Обзор пресы
Второе Я главы IBM
Травиан
Искусство торговли искусством
В поисках новых способов получения прибыли Sotheby''s и Christie''s идут на риск

КРИСТОФЕР ПАЛМЕРИ

ОБЫЧНО НА АУКЦИОНАХ испарина выступает у участников — это нормально. Но 15 мая, когда на продажу была выставлена картина абстрактного экспрессиониста Марка Ротко «Белый центр», попотеть от волнения наверняка пришлось всем топ-менеджерам Sotheby''s. Произведение создано художником в 1950 году, когда он и начал писать в прославившей его манере. В Sotheby''s это не подтверждают, но близкий к сделке источник убежден, что аукционный дом заполучил
полотно, лишь согласившись на большую авантюру: гарантировав владельцу Дэвиду Рокфеллеру, что картина уйдет минимум за $46 млн. А если бы всего за $22 млн. — прежний рекорд для творчества Ротко? Что ж, аукциону пришлось бы возмещать разницу. Рынок современного искусства сильно разогрет, но и при этом гарантировать ре­кордную цену - огромный риск. Зато вели­ка и потенциальная прибыль: плюс к комиссионным аукцион получает по 20 центов с каждого доллара сверх оговоренных $46 млн. И вот удар молотка — и партия: лот обходится анонимному покупател
в $72,8 млн. По оценкам, в Sotheby''s заработали на этом $11,6 млн. Много это или мало? По расчетам аналитика JMP Securities Кри­стины Кербер, это по 12 центов в расчете на акцию Sotheby''s после налогообложения.

На нынешнем буме и Sotheby''s, и Christie''s International PLC, вне всякого сомнения, только за счет комиссионных зарабатывают относительно легкие и нема­лые, надо полагать, деньги. Но, как пока­зывает сделка с Рокфеллером, иногда они действуют нестандартно. Аукционные до­ма измысливают все новые ходы, стано­вясь совладельцами художественных про­изведений, кредитуя клиентов и покупая картинные галереи. «Свои щупальца они протянули буквально повсюду», — говорит галерист из Лос-Анджелеса Луис Стерн.

Когда многие скептики предрекали обвал рынка, а некоторые известные коллекционеры спешили продавать, и Sotheby''s, и Christie''s пошли другим путем, предо­ставляя продавцам гарантии цены, что, по существу, делало их партнерами. Такая тактика оказалась своевременной: весенний сезон торгов побил все рекорды. За две недели мая два аукционных дома продали произведений искусства в общей сложности на $ 1,3 млрд., что на 50% боль­ше, чем весной 2006-го. Причем на состо­явшемся 9 мая в Christie''s аукционе им­прессионистов и модернистов среди поку­пателей было всего 29% американцев про­тив 51% в 2006-м.

«ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ СДЕЛКИ»

ХОТЯ ВООБЩЕ-ТО Sotheby''s и Christie''s предлагают продавцам гарантированные цены уже много лет, с резким удорожанием искусства и эта практика разрослась до не­виданных масштабов. «Они предлагают очень хорошие сделки, — считает Адам Линдеман, известный коллекционер и автор книги Collecting Contemporary. — Из того, что пользуется спросом в этом сезоне, они хотят выжать все что можно». Вступая в весну торгов, в Sotheby''s гарантировали продавцам минимум $326 млн. против $185 млн. годом раньше. Christie''s не очень балует наблюдателей статистикой, но, ориентируясь на данные каталогов, можно предположить, что примерно треть из 156 реализованных на двух крупных майских аукционах в Нью-Йорке лотов имели зара­нее оговоренную с продавцом минималь­ную цену. Sotheby''s также расширяет креди­тование дилеров и коллекционеров. Цель — добиться того, чтобы клиенты действовали только через Sotheby''s. В конце первого квартала сумма предоставленных ссуд со­ставила здесь $231 млн. против $167 млн. в это же время в прошлом году. Как говорят в компании, за 15 лет, включая 2006-й, зай­мов выдано на $2,1 млрд., и лишь $12 млн из них списаны. «Sotheby''s прекрасно уп­равляет этими рисками», — считает главный финансист Уильям Шеридан.

И еще одно тактическое новшество — оба аукциона приобретают галереи. В прошлом году в Sotheby''s заплатили $55 млн. за голландскую Noortman Master Paintings, специализирующуюся на произведениях старых мастеров (великие художники ХШ—XVII веков. - «BusinessWeekРоссия»). В этом году Christie''s заплатила, неизвестно сколько, за галерею современного искусства Haunch of Venison с отделениями в Лондоне, Берлине и Цюрихе. Став галеристами, Sotheby''s и Christie''s могут участвовать в художественных ярмарках вроде Art Basel Miami Beach, которые сейчас бы­стро набирают популярность: здесь коллекционеры видят фонды многих галерей и сразу делают приобретения. A Christie''s ее покупка позволяет еще и налаживать связи с перспективными художниками, традиционно продающими свои произведения через галереи. По словам главы американского отделения этого аукционного дома Марка Портера, в этом бизнесе «конкуренция обострилась как никогда и в борьбе за собственность, и на аукцион­ных площадках».

Но несмотря на это бизнес остается очень выгодным. За последние четыре го­да доходы Sotheby''s удвоились и достигли $660 млн. После убыточного 2003 года, когда акции Sotheby''s торговались макси­мум по 7 пунктов, в прошлом году здесь за­работали $107 млн., и теперь бумаги идут уже по 47 пунктов. Частный аукционный дом Christie''s не раскрывает финансовые показатели, но, судя по всему, дела обстоят по меньшей мере хорошо. Прово­дя рискованные сделки, предоставляя креди­ты, аукционные дома все больше превращаются из поставщиков элитарного искусства в поставщиков финансовых услуг. Sotheby''s, кстати, запускает кредитную карту. Те, кто будет оплачивать по ней свои покупки, смогут, набрав какое-то количество очков, пригласить, например, аукционис­та Sotheby''s на свою частную вечеринку. Пикассо на кредитках? Сегодня в мире ис­кусства, кажется, возможно все. ■

— BusinessWeek

-------------------------------------------------
СТАТИСТИКА



Доходность инвес­тиций в современ­ное искусство в прошлом году 45%

«Продано» по-английски

Гранды мирового антикварного рынка не стремятся проводить аукционы в России, ограничиваясь поиском новых клиентов и проведением предпродажных выставок

АНДРЕЙ ИВАНОВ

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА- ВЫСО-кие налоги. Ввоз предметов искусства в Россию для продажи повышает стоимость лота чуть ли не наполовину по сравнению с ценой на аукционе в Лондоне или Нью-Йорке. Поэтому в ближайшее время российским любителям искусства и коллекционерам придется слышать «продано» исключительно по-английски.

Впрочем, активность лидеров рынка очевидна. Спустя три года после того, как Sotheby''s провел первые русские торги в Нью-Йорке, крупнейший аукционный дом мира открыл свое представительство в российской столице. Christie''s тоже решил стать ближе к русским покупателям — недавно он официально объявил, что собирается обосноваться в Москве. Как утверждает агентство Bloomberg, с этой целью оба аукционных дома сокра­щают свои штаты в Лондоне. От них пытается не отстать и Bonhams, дебютировавший с русскими продажами три года назад. Именно в ходе торгов этого аукци­онного дома поднялась в цене до заоблач­ных высот картина «Маленькая швея» Алексея Харламова. Она была продана в прошлом году в Лондоне за $ 1,2 млн.

С ноября 2006 года абсолютный рекорд стоимости русской живописи принадле­жит полотну Константина Сомова «Рус­ская пастораль», приобретенному за 2,4 млн. фунтов на русских торгах Christie''s в Лондоне. Вместе с комиссионными аукционного дома цена составила $5 млн. Лю­бопытно, что при этом торги начались с 200 тыс. фунтов. Торги по этой картине отражают взрывной интерес состоятельной российской публики к предметам ис­кусств. В январе Christie''s International сообщил, что объем его продаж в 2006 году вырос на 36% по сравнению с 2005 годом, составив рекордные $4,67 млрд. Глава аукционного дома Эд Долман заявил, что рекорд во многом стал возможен благодаря покупателям из России.









На этой неделе на русских торгах в Лондоне Christie''s снова выставит шесть работ Сомова. В течение июня в Лондоне также пройдет аукцион картин импрессионистов и модернистов, современного западного искусства и русского искусства, организованный Sotheby''s. Некоторые лоты были выставлены в Историческом музее в мае в Москве. Road show работ западных мастеров в Москве накануне лондонских торгов — отнюдь не случайность, говорит представитель одного из аукционных домов. Речь идет о смене приоритетов у российских покупателей. Свидетельство тому — неудача с продажей оцененного почти в миллион долларов пейзажа Ивана Шиш­кина и целой серии картин Ивана Айвазов­ского, выставленных на торгах Christie''s в ноябре прошлого года. Произведения этих авторов были в центре внимания пер­вой серии русских торгов. Публике нужны новые стили, образы и идеи. «Появилось очень большое количество новых профес­сиональных коллекционеров — людей, с которыми я могу разговаривать на равных, не чувствуя за ними комплекса богатого че­ловека, — заявил недавно генеральный ди­ректор «Sotheby''s — Россия и СНГ» Михаил Каменский. — Речь идет об удовлетворении духовных потребностей». ■

BUSSINESSWEEK №22/11 Июня 2007года(стр 40-41)

Hosted by uCoz